page image

Философия

В искусстве   мне,  прежде всего,  важно раскрыть свою тему в определённом материале  и дать ей  возможность прозвучать  с максимальной выразительностью. Материал в процессе работы должен преображаться, не теряя своих природных основ, как бы проявляться в новом качестве. В течение моей творческой работы меня привлекали различные материалы: бумага, фанера, картон, холст, медь, песок…

Песок для своих песочных работ я беру на древнем  Тарусском карьере, можно брать песок на Окском  пляже, он более крупный, калиберный. При  сочетании  – получаются  разные фактуры. Если на Оке  зайти покалено в воду, можно найти  перламутровые створки от ракушек. Снаружи каждой – земля, внутри - небо, иногда целый пейзаж. Живые ракушки, двигаясь по дну, оставляют за собой  затейливый след, его сразу же смывает вода. Эти линии на песке под водой  меня  завораживают,  их нельзя коснуться, они в другом пространстве. В своих песочных работах я тоже  использую линию  и хотел бы добиться такой же нерукотворности. Линия для меня форма выражения   того, что я вижу. Ту линию, которая меня интересует и волнует, я ищу  и в  натуре: в пейзаже, в фигурах, в движении. Для меня это и есть реализм.

Металл (медная фольга) своей способностью отражать и своим золотым свечением помог мне отобразить мои внутренние переживания и воспоминания. Эта серия , над которой я ещё работаю, помогает мне соединить разные фрагменты жизни в одном метафизическом пространстве.

Начиная с 2008 года и по сей день у меня начали рождаться работы большого формата - «Большие обнажённые». Название моей персональной выставки в Малом Манеже в Москве 2010 года «Нил, Тибр и Евфрат» явилось и названием всего цикла этих  работ.   Нил, Тибр  и  Евфрат, -   это такие три слова, три  имени,  которые,   являясь  конкретными  географическими  названиями,  несут в себе при этом  обозначение  мифа, некого временного пространства, настолько ёмкого, что  оно не поддаётся фрагментации.    Это три стихии, движущихся навстречу друг другу и независимо друг от друга.   Стихии,  облачённые  в твердь,  обозначенные этой  твердью,  объединённые  и разделённые ею же. Стихии,  состоящие из одного вещества, но живущие каждая  своей особой жизнью.

Я  выбрал эти три имени, как  метафору,  для  этого цикла   трёхфигурных  композиций. Женские фигуры, изображённые на этих работах, и явились для меня стихиями, связывающими верх и низ архитектурного пространства холста, где твердью является рисунок, а рекой, стихией - движение  и сама поверхность холста. Я сознательно строю свои композиции  в определённых  условиях, когда женские фигуры развёрнуты внутрь холста, таким образом, стараюсь  решить   задачу  пространства, основное событие в котором происходит в глубине, как бы за поверхностью холста и обращено  к зрителю.

Михаил Тихонов. 2010г.